Классный час "Есть ли будущее у Российской семьи" 11класс

 

ЕСТЬЛИ БУДУЩЕЕ У РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ
Провела: классный руководитель 11 класса Яналиева Суфия Тимралеевна
Классный час, посвященный обсуждению вопросов, связанных с деографическим кризисом. Ключевые темы — кризис семьи, традиционные семейные ценности, традиционная и современная семья.
Цели: расширить представление детей о национальных се­мейных традициях; формировать позитивную оценку семейных ценностей; побуждать детей к самопознанию, самовоспитанию, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.
Форма, проведения: час общения.
Оформление: написать данные:
—                     30% детей рождается вне брака;
—                     14% детей воспитывается в неполной семье;
—                    276 000 родителей состоят на учете в милиции;
—                    35 000 заявлений о лишении родительских прав рассматри­вается ежегодно.
Плац классного часа
I.          Проблемная ситуация «Ошибка Д.И. Менделеева».
II.           Работа с понятиями «кризис семьи», «демографический кризис».
III.         Информационный блок «Традиционная семья».
IV.       Дискуссия.
V.       Творческие задания. Работа в группах по теме «Современная семья».
VI.       Заключительная беседа.
VII.         Подведение итогов.
Ход классного часа
I
.
Проблемная ситуация «Ошибка Д.И. Менделеева»
Классный руководитель. Великий русский химик Д.И. Менделеев сумел предсказать химические свойства элементов которые еще не были открыты наукой. В XX в. предсказания Менделеева сбылись: почти все пустые клеточки таблицы были заполнены в точном соответствии с Периодическим законом.
А вот элементы человеческого общества оказались неподвластны великому химику, и демографические прогнозы ученого так и не сбылось. По расчетам Д.И. Менделеева, к концу XX столетия в России должно проживать как минимум 350-400млн человек*. А по итогам переписи населения 2002 г. оказалось, что в России проживает только 145,2млн человек. Почему же ошибся ученый? Что же помешало росту населения в России?
Примерные ответы;
—                    Не учтены потрясения XX в.: войны, голод, репрессии.
—                     Не смог предвидеть распада Российской Империи, отделения от нее республик Средней Азии, Кавказа, Украины.
—                    Не учел того, что большинство населения будет жить в горо­дах, где не будет условий для существования многодетных семей.
—                    Не предвидел того, что женщины будут работать наравне с мужчинами, а значит, не смогут иметь много детей.
—                     Не предвидел того, что Россия откажется от религии, которая была духовной основой семьи.
—                     Не мог предположить, что в России люди будут бросать землю, что опустеют деревни, что люди разучатся работать.
—                     Невозможно было предвидеть появление новых болезней, распространение наркомании, алкоголизма и т. п.
—                     Невозможно было учесть такого падения нравов, разврата, распущенности, которые воцарились сейчас в обществе.
Классный руководитель. Менделеев не мог предви­деть исторических потрясений XX в. А что нас ждет в XXI в.? В ок­тябре 1999 г., по данным ООН, на Земле родился 6-миллиардный житель, а к 2100 г. население Земли достигнет 10-f1 млрд чело­век, т. е. почти удвоится! Но, к сожалению, этот оптимистический прогноз не касается жителей России. Наша страна переживает небывалый демографический кризис, который эксперты назы­вают беспрецедентным для мирного времени. С 1992 г. население России неуклонно сокращается. По самым оптимистическим прогнозам, население России к середине XXI в. составит около 00 млн человек (по данным ООН)*, а по более пессимистичеким — 50млн человек. Что же происходит? Почему в XXI в. народ з России вымирает?
Примерные ответы:
—                   Экология, непродуманные реформы, «происки США», неква­лифицированное руководство, отсутствие патриотизма, под­ражание западному образу жизни, падение нравов, угнетение русских, «план Даллеса», масоны и т. п.
Классный руководитель. Почему Россия вымирает? Не будем объяснять это явление происками темных сил — посмот­рим на проблему с точки зрения семьи: ведь пока именно в семье, а не в пробирке рождаются новые граждане России. «Есть ли буду­щее у российской семьи?» — такова тема сегодняшнего классного часа.
II
.
Работа с понятиями «кризис семьи», «демографический кризис»
Классный руководитель. Приятно смотреть на празд­ничную суету возле ЗАГСов: белые платья, дорогие машины, сча­стливые улыбки, цветы. Но пройдет время, и каждая вторая пара вернется сюда, чтобы оформить развод. Сейчас в России распада­ется каждый второй брак. Ученые, политики, религиозные деяте­ли по-разному объясняют это явление. Но все сходятся в одном: российская семья переживает кризис. У слова «кризис» в словаре Ожегова есть такие значения: «перелом», «расстройство», «тяжелое положение». О каких кризисах говорят нам почти каждый день с те­леэкрана?
[Финансовый, ипотечный, экономический, духовный, пра­вительственный, продовольственный, валютный, кризис власти и т. п.) Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «кризис семьи»?
{Беспризорники, нищие старики, запущенные могилы, хам­ство по отношению к старшим, гей-парады и т. п.) Какие карти­ны возникают в уме, когда вы слышите слова «демографический кризис»?
Примерные ответы:
—                   Опустевшие деревни, брошенные поля.
—                    Большое количество мигрантов в городах и поселках.
—                    Некому служить в армии.
—                   Объявления о приеме на работу: «Требуются все!»
—                    Закрываются детские сады и школы.
—                    Во дворах все реже слышен смех детей.
—                  Люди умирают, не дожив до пенсии, от болезней, плохого ni тания, плохого медицинского обслуживания.
Классный руководитель. Есть ли связь между демографическим кризисом и кризисом семьи?
{Да, кризис семьи
одна
t
причин демографического кризиса в России.) О чем свидетельствуй данные, записанные на доске?
Примерные ответы:
—                   Эти данные говорят о кризисе семьи в России, о том, что демографический кризис усугубится.
—                    Продолжится разрушение семьи.
—                  Дети, родившиеся в неполных семьях, не получат необходимого опыта в построении собственной семьи.
—                  Дети родителей, состоящих на учете в милиции, лишены родительских прав, тоже получили негативный семейный опыт. Им будет очень трудно создать нормальную семью, д и просто выжить.
III
.
Информационный блок «Традиционная семья»*
Классный руководитель. Когда Д.И. Менделеев дела свои демографические расчеты, Россия была огромной страной которой не угрожали демографические проблемы. А традиционно крестьянская семья давала ученому повод для оптимистически прогнозов. Какими были крестьянские семьи дореволюционной России? Слушаем сообщения
(имена, фамилии).
Ведущий 1. Крестьянские семьи строились на основе традиционной духовной культуры нашего народа — православное христианстве (или исламе и других традиционных религиях на родов России). Такой тип семьи в современной науке называете традиционной семьей. Традиционная семья составляет как бы малую церковь, которая обеспечивает своим членам спасение дупл в море страстей. Отец — глава семьи, ее духовный руководител1 мать — душа семьи, ее доброта, милосердие. Авторитет отца посте янно подчеркивается матерью, и это уберегает детей от нравствен ного падения. Отношения между родителями являются примером для детей. Создавая семью, муж и жена берут обязательство пере Богом. Вступление в брак по церковному обряду называется вен­чанием. Сущность венчания, как церковного таинства — передача ходе соборной молитвы помощи Бога людям в трудном и самоот­верженном деле построения семейного общежития, служения друг другу и воспитания детей.
Ведущий 2. В дореволюционной России семья была опорой государства, важнейшим и непременным условием жизни каж­дого крестьянина, основой правильного образа жизни. Холостая жизнь считалась отклонением от нормы, странностью. Неженато­го не считали настоящим крестьянином, смотрели на него с сожа­лением и даже с презрением. Без семьи невозможно было вести крестьянское хозяйство. Семья — это и богатство, и рождение детей (рабочие руки), и передача опыта, и защита, и утешение в старости. Семья давала возможность для нравственного совершенствования, духовного спасения.
«Русская крестьянская семья имела немало особенностей. Прежде всего, это был коллектив совместно хозяйствующих лю­дей, и эта черта многое определяла в их отношениях. Четкий от­работанный ритм каждодневных работ сочетался с разумным их распределением в соответствии с церковным и природным кален­дарем, циклами сезонных работ в году. Эта отлаженность заранее включала продуманные приемы поведения в неблагоприятных условиях.
Ведущий 1. Глава семьи — старший мужчина, был ответст­венен за обеспечение семьи всем необходимым, распределял ос­новные обязанности членов семьи. Распределение домашних ра­бот между женской частью семьи производила жена — большуха, мать и свекровь для остальных женщин. Семьи были большие, до 10-15 человек и состояли из престарелых родителей, мужа, жены, их внуков, неженатых дочерей и женатых сыновей с женами. Нравст­венные понятия и соответствующие нормы поведения прививались в семье детям с малых лет. Важнейшую роль играло трудовое воспи­тание — естественное подключение детей к посильному участию их во всех работах семьи. За пределами семьи не менее существенным было общественное мнение — соседей, членов церковной общины, односельчан, — оказывавшее огромное влияние на детей и взрослых. Источником обсуждения и закрепления норм поведения служи­ли также церковные проповеди и домашнее чтение религиозно-нравственной литературы.
Ведущий 2. Христианская оценка семьи как хозяйственной и нравственной основы жизни диктовала строгое отношение к по­ведению супругов и молодежи. Резкому осуждению подвергались у русских крестьян добрачные связи. Супружеские измены счита­лись позором. Через семью шла передача традиций в устном творчестве, пении, изобразительном искусстве, праздничной культуре Лучшие исполнители ценились очень высоко. От отца к сыну и от матери к дочери передавались тонкости местных промыслов: рос­писи, резьбы, вышивки, плетения кружев, обжига, столярных работ и т. п.».
Жизнь крестьянской семьи — это не только изнурительный труд, но и простые человеческие радости: рождение ребенка, супруже­ская ласка, тепло очага, уют родного гнезда.
Законы семейной жизни сформулированы во многих послови­цах, которые дошли и до нашего времени.
—                   Холостой — полчеловека.
—                    В семье и каша гуще.
—                     Муж жене отец, жена мужу венец.
—                   Семейное согласие всего дороже.
—                     Как родители наши жили, так и нам жить велели.
IV
.
Дискуссия
Классный руководитель. Вы послушали рассказ о жизни! русской крестьянской семьи. Предлагаю провести дискуссию по этому материалу. Почему жизнь крестьянина была немыслима без семьи?
{Семья — это и рабочие руки, и продолжение рода, и крепкий тыл, и обеспеченная старость. Это сознание того, что живешь по-христиански, по заповедям Божьим.)
Холостому человеку община не выделяла землю под хозяйство Можно ли это считать жестокостью? Или это была разумная мера?
{Это была разумная мера, т. к. один человек не в состоянии вести крестьянское хозяйство, земля бы осталась брошенной, необрабо­танной.)
Традиционная крестьянская семья строилась на жестком под­чинении, на диктатуре главы семьи. Чем была вызвано такая жест­кость?
(Необходимостью в короткие сроки (когда день год кормит) выполнить очень большой объем работы.)
Можно ли было членам семьи побороться за свои права?
{Споры, пререкания, неподчинение — это считалось грехом бросало тень на семью, непослушание в семье могло привести к непослушанию в государстве, к нарушению христианских заповедей.)
Как вы думаете, случались ли в традиционной крестьянской семье ссоры между мужем и женой? На какой почве могли произойти! такие ссоры? Чем должны были заканчиваться?
(Ссор не должно было быть в принципе: удел жены — слушать и подчиняться, но, может быть, жена могла бы пожалеть кого-то из детей или возразить мужу на несправедливость к кому-то из членов семьи. Заканчивалось все в любом случае покаянием в церкви, может быть, наказанием от мужа.)
Какие общие цели и интересы побуждали супругов дружно тя­нуть семейный воз?
{Забота о выживании, желание обеспечить де­тей, поставить их на ноги, стремление выполнить христианские заповеди.)
Наши предки вступали в брак по церковному обряду. Перед кем брал человек ответственность, вступая в брак?
{Перед Богом, супругом (супругой), близкими и родными, перед детьми, которые должны родиться.)
Во время венчания священник трижды дает молодым вино из чаши. Эта чаша — символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Какие радо­сти и скорби приходилось делить супругам в те далекие времена? (Рождение
детей, крестины, свадьбы, встречи с родными, празд­ники; потери близких, болезни, голод, неурожаи, пожары, клевета и т. п.)
Чему современные супруги могли бы поучиться у своих дале­ких предков?
(Терпение, ответственность, трудолюбие, взаимо­помощь, единодушие, взаимное уважение и т. п.)
V
.
Творческие задания. Работа в группах по теме «Современная семья»
Классный руководитель. Д.И. Менделеев в своих про­гнозах исходил из состояния традиционной крестьянской семьи. Если бы Менделеев владел информацией о современной россий­ской семье, его прогноз оказался бы более точным. Представьте себе, что сам Дмитрий Иванович попросил вас рассказать о россий­ской семье XX! в. Что бы вы рассказали великому ученому?
Первая группа подготовит рассказ о составе семьи. Вторая группа расскажет о целях создания семьи (по степени значимости). Третья группа рассмотрит структуру семьи, взаимоотношения ме­жду ее членами. Четвертая группа расскажет о системе ценностей современной семьи.
(В течение 5 мин дети обсуждают ответы.)
Время на подготовку истекло. Слушаем представителей групп.
Примерные ответы:
Первая группа
Состав семьи. Современная семья чаще всего состоит из ро­дителей и 1-2 детей. Бабушки и дедушки живут отдельно. Много бездетных семей. Так как распадается каждый второй брак, мно­го неполных семей, а также семей, в которых один из родителей не является родным для ребенка. Много семей, в которых роди-тели не хотят и не могут воспитывать детей (алкоголизм, нарко! мания).
Вторая группа
Цели создания семьи. Большинство людей создают семьи] не для совместного ведения хозяйства. Главный мотив создания семьи — эмоциональное общение, потребность в убежище, ком форте. Рождение и воспитание детей — по степени значимости на втором месте. Треть детей рождается вне брака, родители не желают сохранять брак даже ради детей. Много семей, которые откладывают рождение ребенка на более позднее время хотят пожить для себя. Третья по степени значимости цель создания семьи — хозяйственно-потребительская. Ее преследуют люд I.-средних лет, которые понимают выгоды совместного ведения хозяйства.
Третья группа
Система ценностей в семье. В современной семье чаще всего работают оба родителя, вносят одинаковый вклад в материальный! фундамент семьи, поэтому отношения в семье строятся на принци-1 пах равноправия.
Обязанности по дому распределяют по совести, главой семьи может быть и отец, и мать.
Дети материально зависят от родителей, подчиняются им, нш родители учитывают запросы и требования детей, права ребенка. I
Четвертая группа
Система ценностей в семье. Права человека, равнЪправие1 взаимопомощь, трудолюбие, предприимчивость
Классный руководитель. Специалисты говорят, что для простого воспроизводства населения в России нужно, чтобы половина семей имела 3 ребенка. Как можно этого добиться?
Примерные ответы:
—                     Рождение и воспитание детей должно стать главной целью семьи. Нужно пропагандировать и рекламировать многодетные семьи.
—                      Нужно повышать духовность людей, объяснять, что смысли жизни не в наслаждении, не в эгоизме, а в служении большому идеалу.
—                     Нужно изменить структуру семьи. Повысить роль отца. Многодетным отцам нужно доплачивать за жену, и за каждого ребенка, а мать пусть сидит дома и занимается детьми.
—                      Нужно повышать роль христианских ценностей,
—                     Нужно оставить людей в покое. Они сами разберутся, как ими строить семью. 1/1, Заключительная беседа
Классный руководитель. Какой ответ можно дать на во­прос нашего классного часа? Есть ли будущее у российской семьи?
Примерные ответы:
—                    Конечно, есть, дети будут рождаться только в семьях.
—                     Будущее есть только у традиционной христианской или му­сульманской семьи. Все остальное превратится в различные варианты сожительства.
—                   У традиционной семьи будущего нет, т. к. она подавляет лич­ность, а люди все больше и больше стремятся к свободе.
—                    Семья была, есть и будет, те, кто этого не понимают, просто вымрут.
—                    Конечно, есть. Ничто в мире не может дать человеку того, что дает семья.
Классный руководитель. Ценность брака и ценность се­мьи — как вы лично относитесь к этим традиционным ценностям?
Примерные ответы:
—                     Пока никак.
—                     Положительно, от этого никуда не деться.
—                     Все зависит от того, с кем брак и сколько детей.
—                     Постараюсь не обременять себя этими ценностями, пока не встану на ноги.
—                    Это пока не моя проблема.
—                    Это самое большое богатство в жизни.
VII, Подведение итогов
Классный руководитель. Сегодня здесь прозвучали тре­вожные факты, которые касаются каждого из нас. Сколько людей будет жить в России к концу столетия — 50 или 100 млн? Вы верите оптимистическим или пессимистическим прогнозам?
Примерные ответы:
—                      Все будет хорошо, Россия выживет, я оптимист!
—                     Все идет ко всеобщей китаизации — я пессимист.
—                    Сейчас уже многие стали возвращаться к истокам, к семейным традициям, а значит, будут многодетные семьи.
—                   Демографический кризис вызван не только разрушением семьи, но и высоким уровнем смертности. Сейчас строятся новые больницы, закупается современное оборудование, люди станут жить дольше.
—                     Население-то восстановится, может быть, даже и вырастет, но за счет мигрантов.
—                    Я оптимист, наш народ что-нибудь придумает, правительство даст льготы, численность населения восстановится.