Садыкова С.З.«Использование педагогических технологий как средство повышения качества обучения»

Садыкова СЗ на педчтение
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ачирская средняя общеобразовательная школа»
Тобольского района Тюменской области
 
Тема: «Использование педагогических технологий как средство повышения качества обучения»
  

Выполнила: Садыкова Сайния Закировна

Учитель химии и биологии

 

Ачиры, 2020г

 
Введение                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
С каждым годом наука об образовании вводит все более и более высокие требования к обучению и воспитанию обучающихся. Одной из основных педагогических задач является разработка и применение на практике современных образовательных технологий, способствующих обучению и воспитанию детей.      Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других). Практика показывает, что знания педагогических технологий недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.
Задачи использования образовательных технологий:
— повысить уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;
— применить полученные знания на практике;
— определить эффективность современных педагогических технологий;
— повысить качество образования обучающихся.
Основная цель педагогов – повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС.                                                  Актуальность.
Я считаю, что использование современных образовательных технологий в образовательном процессе актуально, эффективно и современно. Потому, что у обучающихся появляется возможность исследовать, анализировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои способности не может. В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся.
Хочется отметить, что все образовательные технологии взаимосвязаны между собой. И только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Педагогом! Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.
Основная часть.

  1. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Что такое «технология»?
Проблемой педагогических технологий занимались: В.М. Шепель, Б.Т. Лихачев, В.П.Беспалько, И.П.Волков, С.Н. Лысенкова, В.М.Монахов и другие. Все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого «tecne»- искусство, мастерство, умения и «логия» — наука.
Технология – это наука о мастерстве.
На данный момент существует несколько определений педагогической технологии. В отечественной педагогической практике термин «технология обучения» был введен в 1989г Беспалько В.П., который сформировал представление о педагогической технологии как «о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса». Учитывая не очень длинную историю разработки образовательных технологий, еще нет единого определения данного понятия. Представим некоторые из них:
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В. А. Сластенин).
Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Анализ различных определений и описаний сущности педагогической технологии позволяет за основное принять следующее определение:
Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.
Е.О. Иванова указывает на то, что к наиболее важным признакам педагогических технологий относятся:

Основные методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям, (критерии технологичности) выделены Селевко Г .К.:
а) концептуальность – каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию;
б) системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью;
в) управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
г) эффективность – педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного результата при оптимальных затратах;
д) воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты).

  1. В своей работе я использую следующие современные педагогические технологии:

Особое внимание хочу обратить на использование мной самых продуктивных и творческих  современных технологий.
Одним из них является личностно-ориентированный подход к обучению в процессе дифференцированного обучения.
Цель этого обучения – создание  условий для проявления познавательной активности учащихся.
Использование мной дифференцированных заданий на уроках биологии и химии позволяет решать следующие задачи:

Прежде чем использовать разноуровневые задания, провожу работу по определению общего уровня знаний учащихся, по склонности учащихся к различным способам работы (индивидуальной, групповой). Учитываю психологическую совместимость учащихся друг с другом, интерес к предмету. Используя данную технологию, стараюсь создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения.
Дифференцированный подход позволил добиться в классе хороших результатов в обучении учащихся. По итогам промежуточных и итоговых проверочных работ по предметам биология и химия 75-100% ребят справляются с заданиями. Качество знаний учащихся составляет 60 — 100%, процент успеваемости – 100%.
Другой эффективной образовательной технологией, которую использую, является информационно-коммуникационная технология.
Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребенка, развитие психофизических качеств учащихся, усиливает мотивацию обучения, стимулирует их познавательную деятельность. Провожу на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственные учебные презентации для работы с учащимися. Интересно проходят уроки- виртуальные экскурсии с применением информационных ресурсов по различным темам.                                                                                            В своей педагогической деятельности сопровождаю уроки и мероприятия компьютерными презентациями, которые позволяют повысить информационную насыщенность урока, выходят за рамки школьных учебников, дополняют и углубляют их. Знания ИКТ позволили мне опубликовать некоторые материалы на сайте «Инфо урок» Учащиеся сами участвуют в подготовке презентаций, учатся выбирать нужную и полезную информацию.                                      Здоровьесберегающие технологии.
Строю уроки таким образом, чтобы один  вид деятельности  сменялся другим. Слежу во время проведения урока за правильностью посадки  учащихся, периодически провожу физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Технологии проектной деятельности
В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности.
Технология портфолио школьника
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и  творческих и коммуникативных достижениях его успехов. Игровая технология
Игра — ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков.
Игры хороши тем, что в них все равны. Они посильны даже слабым ученикам.
Технологии создания предметно-развивающей среды
Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Заключение.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.                                                                                                                          Работая в школе, я пришла к выводу, что использование современных педагогических технологий в моей профессиональной деятельности необходимо, т. к. это даёт положительный результат: Стабильно   качество знаний по предметам (75-85%), которые я преподаю.                                                          И я в дальнейшем буду применять их  в учебной и во внеурочной деятельности.
Список использованной литературы.

  1. Селевко Г. К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  2. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

3.Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2010.

  1. Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. – Журнал «Начальная школа» №11, 2009.

Интернет – ресурсы:

  1. www.koipkro.kostroma.ru;
  2. www.maam.ru;