Янгучина Римма Тимерхановна. Сопровождение одаренных детей в дошкольной организации

Педчтение Янгучиной Р.Т.2020

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ачирская средняя общеобразовательная школа»

Тема: Сопровождение одаренных детей в   дошкольной организации
 
 

Выполнила: Янгучина Римма Тимерхановна,

                                        воспитатель ГКП

Актуальность
 
«Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Детская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить — величайший из полученных человеком природных даров. Поэтому, говоря о детской одаренности, обычно рассматривают одаренных детей, и интеллектуально — творческий потенциал каждого ребенка.
Реальная одаренность ребенка, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от того, что даровано этому ребенку природой, но и от того, в какой среде он растет, какое получает образование, как сам заботится о развитии своего потенциала.
Одним из важнейших условий развития ранней одарённости – является создание для детей развивающей среды, которая позволит не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.
ЦЕЛЬ: – выявить природные достоинства ребенка и воспитать одаренного ребенка, способного реализоваться в социуме, методами и приемами основного и дополнительного образования путем активного привлечения семьи и используя все доступные ребенку средства взаимодействия
Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду являются следующие:
1.Создать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

  1. Создать условия для развития субьектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог – ребенок – родитель.

3.Отслеживать особенности развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Это задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики развивающей педагогической деятельности.
Повысить психолого – педагогическую компетенцию воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.
Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни в обществе
В группе ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.
На сегодняшний день в дошкольном учреждении создана предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС,  включающая в себя: содержательную насыщенность, трансформируемость, вариативность, доступность и безопасность, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая развитию различных задатков и способностей дошкольников.
В группах приобретены и изготовлены ряд интеллектуальных игр и пособий (разнообразные конструкторы, разные атрибуты для театрализованной деятельности и т. д.); созданы творческие уголки, с учетом интересов и склонностей детей, в свободной доступности  различные дидактические игры интеллектуальной направленности.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

  1. Игровую, познавательную и творческую  активность всех воспитанников;
  2. Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  3. Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; 
  4. Возможность самовыражения детей.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Для развития творческой и познавательной активности детей — родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные мероприятия.
Награды, полученные   в различных конкурсах и соревнованиях дают возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулируют к активности, к достижению новых результатов.
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии воспитателю необходимо оценить реальные проявления детской одаренности. Малика Маметова  и Камиля Барсукова были моими воспитанниками в 2012 – 2014 учебных годах. Ранил Айдуллин и Залина  Яналиева в 2016- 2019 учебных годах. Характерные черты одаренных детей проявились в познавательной деятельности, в поведении, в общении  со сверстниками  и взрослыми. Высокий уровень интеллектуальных качеств был заметен еще во время диагностического обследования планируемых результатов освоения детьми программы по возрасту.
Дети во время воспитательно – образовательной деятельности проявили хорошую память, энергичность. Участвовали   в различных конкурсах, праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх.
Большое внимание уделяется развитию творческой способности дошкольников. Воспитанники ГКП посещают танцевальный, вокальный  кружок. Много внимания по вопросом развития детской одаренности уделяется работе с родителями. Проводятся родительские собрания, консультации. Наша задача – научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за развитием, а также – способствовать этому развитию.
В этом 2019- 2020 учебном году в группе кратковременного пребывания продолжаю работу в этом направлении. Наблюдая за новыми воспитанниками, стараюсь не пропустить «звоночек» от одаренных детей.
Итак, можно ли сделать ребенка одаренным в одной или нескольких областях, вырастить гения? Нет, к сожалению, нельзя.
Одаренность – не приобретенное свойство, это дар, заложенный на геном уровне. Но это совершенно не означает, что ребенка (любого) не нужно развивать.  Нужно, еще как! Просто главное – определиться, в какой области у маленького человека способности. Надо помнить, то у ребенка должно быть детство- с прочитанными книжками, пойманными жуками, разбитыми коленками и прочими детскими глупостями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 

  1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://school.msk.ort.ru
  2. Выготский, Л.С. Психология. [Текст]/ Л.С. Выготский. — М: Издательство «ЭКСМО — Пресс», 2000. — 1008 с.
  3. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 624 с.
  4. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]/А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2002. — 592 с.
  5. Общая психология [Текст]: курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 448 с.
  6. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, , Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под общ. ред. Н.С. Лейтеса. — 2-е изд., переаб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336 с.
  7. Словарь психолога — практика [Текст] / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Харвест, 2001. — 976 с.
  8. Ученые записки ГНИИ психологии [Электронный ресурс] / Теплов Б.М. Способностти и одаренность. — М.: Ученые записки ГНИИ психологии, т. 2, 1941. — Режим доступа: http://www.medobozrenie.ru.